Контакты Версия для слабовидящих
logo
Автономная некоммерческая организация
Нижнетавдинский центр
культурных и досуговых программ
«АТМОСФЕРА»

Часы работы:

12:00-20:00
Перерыв: 15:00-16:00
Выходной: ПН, ВС

История развития станции Картымская

 Над материалом работали: Христич О.Л., Золотарева Е.Л., А.И.Кузьмина, А.П.Рыков

 

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее, потому что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает, бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

История строительства ст. Картымская.

Для транспортировки нефти в центральной России и для обустройства самих месторождений, т.е. перевозки на них материалов и техники требовалось железные дороги. В 1967 году постановлением ЦК КПСС было принято решение, как можно скорее построить железную дорогу от Тюмени до Сургута и далее. XXIIсъезд КПСС дал директиву: построить железную дорогу Тюмень –Сургут. Выполнить эту задачу поручили Абаканстройпуть. И началось «великое переселение» из Саян на тюменскую землю. Если в Саянах скалы и со дна любого ручья можно черпать гравий, то здесь даже хороший песок не скоро найдешь. Однако за 21 месяц десять тысяч строителей провели железнодорожный путь из Тюмени в город на Иртыше и пошли дальше, к Оби, на Сургут. Чтобы легче было вести магистраль сквозь таежную глухомань, по бескрайним болотам, страна снабдила строителей для тех времен мощной техникой . . В 1966 году начали рубить просеку и отсылать полотно, строить мосты через Иску, Картымскую и другие речки. Железная дорога в целях безопасности не проходит ни через один населенный пункт. На осыпанное полотно положили путевую решетку от Тюмени до Усть-Тавды. Для обслуживания железной дороги требовались раздельные пункты. Так были построены Туринский, Торгили, Иска, и ст. Картымская. По этой решетке стали завозить материалы (кирпич, шифер, цемент) для строительства станции, для котельной, садика, медпункта и школы. Так как электроэнергии не было, была установлена временная мобильная электростанция и бетонно-смесительный цех. Срочно была пробурена и обустроена водяная скважина, глубина которой составляла около 70 метров.

Станцию Картымская начали строить в 1966 году два строительно-монтажных поезда (237 и 280). Первый строил служебные здания: школу, медпункт и т.д., а второй – дома. СМП расположились в Тюмени, а людей-строителей привозили в понедельник на работу, а в субботу увозили обратно в Тюмень. Для их проживания, а также для проживания будущих жителей было построено три барака: один барак-общежитие, второй – управление прорабской конторы, в третьем бараке было четыре квартиры, для семей, постоянно проживающих в поселке. Позже была установлена 24-канальная радиостанция. В марте 1966 года из Красноярска, с дороги Абакан-Тайшет прибыла железнодорожная в.ч. 83233. задача военных состояла в том, чтобы расчищать дороги, рубить трассу под железную дорогу от Войновки, а также расчищать место под жилые дома. Поэтому железную и автомобильную дороги строили солдаты, которые стояли за переездом целым батальоном. Некоторые из них после службы остались жить на станции. Это, например, Колесников Н. и Лавриченко В. За 4 года было построено в поселке: школа, в которой более 20 лет проработала Тюкало Галина Ивановна, садик, медпункт, где работает Ташукова Асиля Хакимовна, человек огромной души и неспокойного сердца, пять двухэтажных, восемнацатиквартирных домов, котельную, где работала моя бабушка, водонапорную башню. Одними из первых строителей были Абдурахманов – тракторист, Геннадий Растатуров и Александр Карпов. На строительство поселка приезжали из близлежащих деревень, а также со всего Советского союза. Поэтому сейчас в Картымской живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши. немцы, беларусы, удмурты, украинцы, казахи и т.д. В 1970 году на Картымскую приехали Кепец В.И. и его жена Зоя Яковлевна с двумя детьми. Так как прежний начальник уехал на север, его заменил Валентин Иванович, а Зоя Яковлевна работала дежурной по станции до самой пенсии, стаж ее работы на железной дороге более 38 лет, на Картымской-37. По стопам своих родителей пошли дети: сын – Кепец Игорь Валентинович работает в ЭЧ -18 старшим электромонтером.  Дочь – Мальцева Ирина Валентиновна работает,  дежурной по станции, внучка – Кепец Оксана Игоревна обучалась в Уральском техникуме и одновременно работает электромонтером вместе со своим папой. Еще у них подрастает правнук Валентин, названный в честь прадеда, который, возможно, продолжит славную династию железнодорожников.

Движение поездов открылось в 1969 году.

Уже в 1971 году семьи, живущие в бараках, заселились в новенькие квартиры. Это первые семьи -Безматерных, Кепец, Рстатуровы, Абрахмановы, Сальмановы, Карповы и др.

Достижениями в труде известны: Т.С.Шамсутдинова, М.м.Сальманов, С.В.Сидорова, Т.Ш.Байкаданов, В.Ф.Касимова, С.Сафаргалиева и др.

В 1981 году проживало -335 человек, в 1991 году -367 человек, в 2017 году-300 жителей.

Со дня основания относился к Новотроицкому сельскому Совету. В связи с Референдумом в 2009 г. станция Картымская выходит из состава Новотроицкого сельского поселения с вхождением в Тавдинское сельское поселение.

Поселок Картымский официально преобразован из станции 11.07.2021.

Много событии произошло со дня образования станции. Как и везде это события и радостные, и не очень. Вот уже несколько лет не работают на станции начальная школа и детский сад. Дети учатся в соседней деревне Конченбург, малыши дошкольного возраста тоже ездят в эту же деревню в детский сад. А в помещении бывшего детского сада открыли общежитие для людей, работающих на железной дороге, но не проживающих на ст. Картымская. Люди приезжают работать, так как железная дорога это символ стабильности, порядка и благополучия. Чтобы не растерять молодых рабочих Тобольская дистанция покупает молодым специалистам квартиры, предоставляет им возможность учиться, повышать свою квалификацию без отрыва от производства. В 2004 году, при содействии Администрации Нижнетавдинского района, котельную перевели на газовое топливо и домах стало намного теплее и уютнее. В 2006 году на вышку была установлена антенна, и мы присоединились к всемирной мобильной связи.

В 2020 г. открыт новый медпункт и сдан в эксплуатацию новый многоквартирный жилой дом.

Сейчас на ст. Картымской живет и трудится много замечательных людей. О каждом из них можно написать целую повесть. Каждый из этих людей начинал с нуля, и этим замечательна их жизнь. Они с гордостью могут сказать: «Мы начинали…», «Мы сделали… « Каждый из них выдающаяся личность и Человек с большой буквы. Конечно, многие люди могут сказать: «Человек как человек. Чего в нем особенного?». А для нас эти люди значат очень многое, потому что они принимали участие в строительстве нашей станции, работали, не покладая рук на благо этого населенного пункта.  Сейчас на посту ЭЦ и в доме связи идет оснащение новыми устройствами связи, в будущем будет произведена компьютеризация станции. В настоящее время почти вся железная дорога оснащена автоматической блокировкой, то есть все светофоры, стрелки и другое оборудование работает автоматически. Практически все жители ст. Картымской работали, работают, и будут работать на железной дороге.